Голос – это хрупкий уязвимый инструмент, который требует бережного и грамотного обращения. Известны истории, когда оперный артист интенсивно поет два-три сезона, после чего от чрезмерных нагрузок теряет голос. Очень важно правильно рассчитывать свои силы, прислушиваться к себе, не игнорировать возникающие проблемы. При этом в нашей сфере очень высокая конкуренция. Чем старше становится певец, тем сложнее ему бывает получить желанную роль, так как каждый год появляются молодые ребята, дерзкие и талантливые, и у них подчас больше шансов занять место под солнцем.
Даже если ты очень популярен и обласкан публикой, режиссерами и дирижерами, все равно есть постоянное сомнение в своем таланте, которое подпитывают оперные критики. А они не дремлют и не всегда дают конструктивную оценку. Но подробный анализ выступления с точными комментариями всегда дает возможность взглянуть на себя со стороны и проработать свои ошибки, а значит, дает импульс к дальнейшему саморазвитию.
Путь к вершинам оперного мастерства труден и требует от певца концентрации всех его ресурсов, физических и материальных. Я считаю, что немаловажным моментом в развитии моей карьеры было то, что у меня, благодаря людям, которые верили и помогали мне, была возможности ездить в летние академии, общаться с иностранными коллегами, получать опыт из первых рук, знакомиться с дирижерами и режиссерами европейских театров. Отели, перелеты, уроки вокала у лучших мастеров своего дела – всё это стоит серьезных денег, и не каждый выпускник консерватории может себе это позволить. С другой стороны, есть и другая причина, по которой многие этого не делают, – и это не только финансовые трудности. Людям не хочется выходить из зоны комфорта, уезжать из своего города, из своей страны, адаптироваться к новому языку, менталитету, непривычным условиям жизни.