графа "род занятий"
Маша Вдовина о маститых официантах, театральной лотерее и ресторанном досуге
Фотографии из личных архивов Маши Вдовиной.
Арт-директор — это человек, который отвечает за культурную программу в заведении. Моя задача — "окультуривать" публику (независимо от того, хочет она этого или нет).
Сейчас такое время, когда все так заняты зарабатыванием денег и наращиванием карьеры, что ни у кого не остается ни сил, ни времени на концерты и прочие культурные мероприятия. У многих просто нет возможностей сходить, например, в театр, кому-то просто лень, кто-то считает это пустой тратой времени. Кто-то боится ходить на светские мероприятия, потому что чувствует себя там неуютно, кому-то билеты на выставку кажутся неоправданно дорогими — вдруг там мура какая-нибудь — и в результате человек не идет никуда. И тут приходим мы и говорим: "Раз вы не хотите идти в театр, тогда театр приходит к вам сам". На месте театра может быть и концерт, и вечер джаза, и детское мероприятие — в общем, что угодно! И все это бесплатно. Гостям заведения просто предлагается поднять головы и увидеть перед собой что-то интересное, волнующее, заставляющее задуматься и сопереживать. Для меня очень важно познакомить людей с прекрасным, дать прикоснуться к искусству, найти что-то свое и даже, возможно, полюбить. Я работаю не только за деньги, но и за идею. И идей у меня такое множество, что не знаешь, за что хвататься.
Я с раннего детства была окружена творческой атмосферой.
Сейчас я работаю над тем, чтобы каждый месяц в Pizza Express устраивать благотворительные вечера для детишек из детдома.
Мы будем оповещать наших гостей и друзей о том, что будет такой вечер, на котором можно будет отдать бездомным и детдомовским детям вещи, которые им больше не нужны, а выбросить жалко: игрушки, одежду. В принципе это очень просто делается: мы приглашаем детишек, придумываем развлекательную программу — например, готовим вместе с ними пиццу или приглашаем актеров, которые устраивают для них спектакль, или играют с ними — а потом мы дарим им огромные мешки с одеждой и вещами, которую мы уже отсмотрели и отсортировали. Таких мероприятий по Москве не так уж много, а рестораны так вообще редко когда подобным занимаются. Мне это приносит огромное удовольствие, и руководство "за", потому что у них у самих есть дети и им тоже приятно делиться и делать что-то хорошее для других детишек.
Я с раннего детства была окружена творческой атмосферой. В 4 года я поступила в музыкальную школу по классу фортепьяно, училась в драматической школе, играла в мюзикле "Кошки", занималась там джазом, модерном, степом, потом после встречи с режиссером Федором Суховым, который у нас преподавал актерское мастерство (это был 7 класс, кажется), я ушла из этой школы, потому что там надо было учиться с 9 до 21, и пошла в школу для творческих раздолбаев в Дегтярном переулке, чтобы иметь больше времени на творческие проекты. Меня взяли в труппу Музыкального Театра Юного Актера, и там я начала по-настоящему играть, мы делали серьезные постановки, ездили на гастроли, постоянно где-то выступали.
А потом после школы я поступала в театральные вузы, но были разные обстоятельства и как-то не сложилось. И чтобы не терять год до следующего поступления, я пошла учиться на заочный в Международную Академию Туризма и Гостиничного Бизнеса. Вся моя семья связана с ресторанным бизнесом. И я с 4 лет постоянно крутилась в ресторанах-барах, наблюдала за посетителями, получала желе от официантов (я его очень любила). Я росла в этом, и папа решил, что пока я думаю, куда мне на следующий год поступать, не болтаться без дела, а получить какое-то образование в сфере ресторанов. Но я проучилась там год и ушла. Вот тогда-то папа мне и сказал, что я уже взрослая девочка и надо бы мне начать жить самостоятельно.
У меня отец тоже в 17 лет начал работать официантом в ресторане "Москва", а потом постепенно дорос до того, что начал сам открывать рестораны, бары, кафе, клубы. По секрету скажу, очень даже успешные. И образование свое он получил только в 27 лет в Плехановской Академии, когда понял, что именно ему нужно.
И вот с 17 лет я сама одеваю себя, кормлю, вожу в путешествия. После разговора с папой я пошла работать официантом в Simachev Bar. И это было настоящее потрясение для меня. Раньше я всегда была там только гостем, а тут я по ту сторону витрины…
Я поняла, что работа официанта — это не просто подходить, принимать заказ, пробивать его, брать тарелки с едой на столе раздаче, относить их клиенту, а потом чек ему выбивать. Может быть, в каком-нибудь "КофеХаусе" официанты так и работают. А в Simachev так не получится. Официанты здесь относятся к свой профессии как к искусству. Когда меня принимали на работу, на меня не просто смотрели, как я выгляжу, а им было важно, как я говорю, как смотрю, как общаюсь. Официант — это лицо заведения. Мне надо было выучить меню, и не просто названия, а именно все ингредиенты до мельчайших подробностей. А меню огромное. И ко всему прочему Simachev — это же еще и огромный бар, в котором очень много коктейлей, и тебе нужно знать каждый компонент. Куда что идет, и как смешивается, какой вкус, и так далее. А еще есть чистые напитки, типа, виски, текилы и тому подобных. И у них тоже вариаций море. Односолодовый, двусолодовый, сколько зерен, откуда-чего. Официант должен знать все. И я, несмотря на то, что играла с 4 лет в театре, учила роли, впала в ступор. Я постоянно боялась, что я что-то забуду, волновалась.
Как только я привыкла к работе и научилась легко общаться с клиентами, выучила все меню и коктейльную карту и начала чувствовала себя уверенно, я познакомилась с Сергеем Теплым. И он предложил мне работать в новом ресторане прямо со дня его открытия. А это очень большие привилегии и возможности для официанта. В Simachev я пришла в уже работающее заведение, где были уже маститые официанты, у которых были свои столики, свои клиенты, свои правила. Начиная работать официантом с открытия заведения, ты становишься родным человеком, к тебе другое отношение и у тебя другое отношение.
Заведение, в которое меня пригласил Сергей, называлось Noor Bar. Я стала работать бок-о-бок с именитыми барменами, которые уже лет 20-30 смешивают коктейли в московских барах. Оказаться рядом с такими людьми, было настоящей удачей. У нас был прекрасный коллектив. Мы могли танцевать, общаться с гостями, дурить. Нашей целью было познакомить людей с настоящим сервисом, с настоящим баром. Я много всего узнавала про кухню и про алкоголь. И только тут я начала становиться настоящим официантом. Я не просто приходила на работу, я приходила приятно провести время, пообщаться с интересными людьми. Там была очень интересная публика, режиссеры, актеры, художники.
Но я понимала, что официант — это не мой потолок. И вот сидим мы накануне лета с моим другом Димой, который работает фоторедом в журнале Forbes, и он спрашивает меня, что я буду делать летом, а я говорю — работать, наверное. А он сообщает мне, что будет поступать на театроведческий в ГИТИС. И я решаю поступать вместе с ним. За 2 недели мы каким-то чудным образом готовимся к экзаменам, а там огромный список литературы, который нужно прочитать. И когда я сдала первый экзамен и приехала сказать об этом родителям, они удивлялись, но обрадовались, что я сама выбрала себе образование. Папа очень переживал, когда я бросила академию. Почему я поступала на театроведческий, а не пошла учиться на актерский? У меня есть идея — я хочу стать молодой мамой и независимой женщиной. К сожалению, сейчас актеры не могут зависеть от себя. Они ресурс режиссера. Я проучусь четыре года, и да, это будут самые лучше в моей жизни, но потом что? Вот мне 22, и я работаю в театре, в массовке. Я знаю всего лишь несколько примеров актеров, которые сразу попали на хорошие роли. Это лотерея. И я не то чтобы несмелая, я просто знаю, чего я хочу, и я хочу рассчитывать только на себя. Мне нравится то, что я сейчас делаю.
Если я вижу талантливого человека и у меня есть возможность помочь ему в развитии его творчества, я устрою ему выставку или концерт или еще что-то.
Я вернулась работать в Noor Bar после экзаменов, но ненадолго. Ребята, которые открывали Noor, подготовили новый проект — гастрономический ресторан Dodo на Петровке, где за кухню отвечала Светлана Кесоян. И они, зная, что я очень люблю детей, предложили открыть там детскую студию. Мы занялись этим с моим другом из ГИТИСа Александром Шульгиным. Мы назвали группу Wild Child Dodo, Дикие дети Додо, и начали проводить там занятия: от готовки всяких вкусностей на открытой кухне до уроков актерского мастерства и сцен.речи, организовывали выставки рисунков, поделки. Детей у нас было много, всем это очень понравилось.
И Сережа Покровский, совладелец Dodo, спросил, как мне нравится идея стать арт-директором. У меня отвалилась челюсть. Мне 18 лет, и опа, арт-директор. Когда я только начинала работать в Simachev Bar и проходила мимо кабинки местного арт.дира, думала, блин, классно ему, он ставит крутую музыку, делает привозы, организовывает концерты, я тоже так хочу. И вот оно предложение, о котором я даже не успела помечтать. Естественно, первое время я была в растерянности. Мне задавали вопрос, кем я работаю в Dodo, и я всегда мялась, не могла сказать, что я арт-директор, сама до конца не верила в это. Я чувствовала огромную ответственность.
Работая в Dodo, я поняла, что мне чего-то не хватает, что нужно что-то новое. И вот сейчас помимо 4 ресторанов Pizza Express и Zю кафе, где я работаю арт-директором, я еще занимаюсь специальными проектами. Например, недавно Nokia попросила организовать им вечеринку в связи с выпуском их нового телефон Nokia N9. Поскольку публика на вечеринке должна была быть совершенно разная, мы, чтобы всем угодить, придумали 3 корнера: дизайнерский, музыкальный c виниловой выставкой пластинок и возможностью научиться сводить трэки, и гастрономический, чтобы приглашенный гость мог сам приготовить что-то вкусное. А параллельно всему этому я сдаю сессию в ГИТИСе, хожу на репетиции, потому что в марте премьера спектакля немецкого режиссера Георга Жено, в котором я играю Анну Франк.
Свои идеи я выношу на круглый стол, где мы их активно обсуждаем. Актуальны они или нет, необходимы сейчас или можно притормозить. Ограничений нет никаких, делай, что кажется тебе интересным и необходимым. Наш город и интересы людей всегда меняются, и существует определенная мода на культурный досуг. Я никогда на нее не ориентируюсь, потому что мне важно не просто сделать мероприятие, а участвовать в нем всей душой, верить в него, жить в нем.
Когда я встречаю сопротивление моим идеям, я стараюсь отстоять свою точку зрения. Но при этом, конечно же, есть люди, к которым я прислушиваюсь, мнением которых очень дорожу. И если они мне говорят, что сейчас это лучше не делать, потому что неактуально, или по еще какой-то причине, вразумительно аргументируют, то я воспринимаю это.
Мне всего 19 лет, и понятное дело, что есть вещи, которых я еще не знаю. У меня очень доверительные отношения с начальниками. И думаю, что меня они взяли на работу неспроста, не из-за того, что я какой-то очень опытный человек, а наверное, потому что у меня много идей, которые им импонируют.
Больше всего в своей работе я боюсь что-то не успеть. Поэтому я постоянно в какой-то гонке. А еще мне бывает очень обидно, когда то, что я делаю, кому-то не нравится, поэтому я стараюсь подходить к мероприятию с разных сторон, создать его для всех, чтобы каждый нашел в нем что-то свое.
Я знаю много хороших ребят, которые что-то открывают и внедряют в наш российский общепит что-то новое и интересное.
Сейчас очень много заведений "для каждого", есть кафе, где утром приятно попить кофе и проснуться, есть кафе, где приятно выпить кофе и встретиться с любимым человеком, есть заведения, где можно просто тупо забыться, есть рестораны, где можно вкусно поесть, есть рестораны, где можно предложение руки и сердца сделать, а есть рестораны, где можно культурно обогатиться, а есть заведения, где можно в любви признаться. У меня все зависит от настроения. Если мне грустно, я иду в тихий уютный ресторанчик, где пью чай с мятой и наблюдаю за людьми. Когда мне весело и я хочу танцев, я иду в Симачев. Я хочу попить кофе с утра и почитать любимый свежий журнал, я иду в Жан-Жак, утром там никого нет и меня никто не найдет. Я очень люблю уютные небольшие места, где все друг друга знают и где уютно. Люблю веранды, хорошие бары, где правильно наливают, люблю, где к тебе относятся не как к потребителю, а как к дорогому гостю.
Я не сноб и не привереда, я просто люблю эту среду обитания и очень бережно к ней отношусь. Мне всегда интересно приходить в новые места, это как премьера в театре. Бывает провал, а бывает на бис!
Я считаю, что место делают люди.
Если нет души, то нет атмосферы, а если нет атмосферы, то нет и места. Люди ходят за хорошей едой и приятным ощущением от проведенного в заведении времени. В России есть мода ходить в "крутые" заведения, чтобы на следующий день сказать, что я вчера был там-то. Это, я считаю, глупо. В рестораны ходят не для этого. Главное отличние русских ресторанов от европейских — в дороговизне. В Москве очень мало доступных и каччественных ресторанов. Их по пальцам можно перечесть. Pizza Express, Zю кафе, Delicattessen, "Мари Ванна", DoDo. Хочется верить, что их будет все больше и больше, и люди, которые раньше не могли позволить себе это, будут приобщаться к этой новой для них культуре.
Я не знаю, чем буду заниматься дальше. Будет ли это театр или ресторан, одно я знаю точно — я никогда не буду работать с тем, что мне не дорого и не близко. Когда мне было 16 лет, я придумала студию для подростков, в которой дети бы занимались тем, что им интересно: актерским мастерством, вокалом, диджейством, фотографией и так далее. И каждый ребенок чувствовал бы себя творцом. В итоге результатом их обучения стал бы спектакль, в котором кто-то отвечает за свет, кто-то за музыку, кто-то режиссировал, кто-то ставил танцы, кто-то делал декорации… Я к этому приду, надо еще немного вырасти и поднабраться опыта, но это моя основная задача.
Мне хочется, чтобы у детей была возможность творить, создавать, реализовывать свой творческий потенциал. Проблема большинства детских центров в том, что всегда есть какой-то лидер, а все остальные дети стоят рядом с ним и создают ему фон. Родители приходят и умиляются, что их чадо на сцене, пусть и на третьих ролях, главное танцует. Я с этим не согласна. Я хочу это изменить.
Made on
Tilda